ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГЕРБ РОССИИ, ОФИЦИАЛЬНО ПРИНЯТЫЙ В ПЕРИОД ПРАВЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО ПРАВИТЕЛЯ РОССИИ АДМИРАЛА А.В. КОЛЧАКА
Варианты изображений Государственного герба России, использовавшегося на территориях, находившихся под властью Верховного Правителя России адмирала А.В. Колчака
Обращают внимание особенности второго в верхнем ряду, где цепь ордена Св. Андрея Первозванного заменена лентой, звездой и знаком ордена Св. Георгия Победоносца, а французская форма щита на грузи орла заменена овальной.
Государственный герб России, официально утвержденный Верховным Правителем, помещавшийся на имевших хождение на Востоке России денежных знаках
Вверху – государственный герб, присутствовавший на выпущенных в ноябре 1918 г. банкнотах достоинством 3 рубля (зеленая) и 300 рублей (голубая), а также их черно-белая прорисовка.
Внизу слева – государственный герб, помещенный на проектной образце банкноты 1919 года 5-рублевого достоинства, которая так и не была эмитирована.
Государственный герб России, официально утвержденный Верховным Правителем, помещавшийся на имевших хождение на Востоке России денежных знаках
Вверху – оборотные стороны 250-, 50 и 5000-рублевых казначейских знаков Правительства Российской Восточной окраины (эмиссия 1920 года от имени Сибирского Временного Правительства). Держава в левой лапе орла заменена мечом, так что в лапах орел держал два меча.
В середине – пример использования государственного герба в качестве областного – лицевая сторона 500- и 1000-рублевых денеждных знаков Благовещенского отделения Государственного банка эмиссии 1920 года (с заменой на груди орла гербового щита с изображением Георгия Победоносца областным гербом).
Внизу – оборотные стороны разменных знаков 1- и 5-копеечного (золотом) достоинства, выпущенных правительством Приамурского Земского Края в 1921 г. во Владивосоке. Несмотря на признание Приамурском Земским Собором прав династии Романовых на престол и провозглашение курсва на восстановление монархии в России, на эмитированных в обращение знаках продолжал помещаться государственный герб, утвержденный Верховным Правителем.
Современные реконстрнукции в цвете Государственного герба России, официально утвержденного Верховным Правителем.
Господь Бог Всемогущий, Которого многие из нас в годы великих испытаний забыли, выполнить свои обязательства и долг перед Родиной и привести труд наш к Ее возрождению, счастью и свободе» (слова нешаблонные и искренние!) — очевидно свидетельствует о его вере, а отправка на фронт «проповеднических отрядов» заставляет вспомнить точку зрения Командующего Черноморским флотом на важность религиозного воспитания на войне.
Не забудем и о принятой при адмирале Колчаке государственной символике. Если традиция исполнения в качестве гимна *— духовного песнопения XVIII века «Коль славен наш Господь в Сионе» уже бытовала ранее, то для разработки нового герба (на основе традиционного изображения двуглавого орла) был объявлен специальный конкурс. Согласно его условиям, «вместо снятых85 эмблем царской эпохи (короны, скипетра и державы) герб должен быть украшен эмблемами, характерными для новой возрождающейся государственности». Однако в принятом варианте была сохранена не только держава в лапе орла (скипетр заменили на меч), но даже цепь ордена Андрея Первозванного — на его груди (в чем можно усмотреть не только преемственность традиций, но и молитвенное обращение к Апостолу — покровителю России). О короне же, исчезнувшей с «колчаковского» герба, следует поговорить особо.
«Правительство настоящего времени, правительство Адмирала Колчака, — писала в сентябре 1919 года фронтовая газета, — правильно понимая и по заслугам оценивая значение православия в деле государственного строительства России, восстановило эту легкомысленно и преступно порванную связь церкви и государства и после правительств, лишенных простого государственного смысла и богоборствующих, само покорно и благоговейно склонилось к подножию Креста Господня. Недавно в одном журнале, — продолжает автор статьи, — я видел и пришел в восторг от изображения проэкта нового государственного герба России: тот же могучий двуглавый с приподнятыми вверх крыльями орел; в крепко сжатых когтях у него обнажен[ный] острый меч, как символ власти, и держава, как знак суверенных автократических прав России; вверху крест, как очевидный символ православия русского народа, а над крестом в лучах света краткая, но многоговорящая самой своей краткостью надпись: "Сим победиши". Эта надпись со всею определенностью указывает на признание за Крестом Христовым и верою православной громадного исторического значения в деле строительства политических и государственных судеб русского народа и русского государства. Этот могучий Державный Орел [—] не та пустоголовая, пришибленная, с опущенными вниз крыльями, обдерганная ворона, которую придумал для России Керенский. Такому Орлу можно и должно служить, такому Орлу верить, его любить, таким Орлом гордиться».
Но такое прочтение и даже аналогия с видением Святого Равноапостольного Царя Константина (перед битвой ему был явлен символ Креста с девизом «Сим победиши»), не менее очевидная в «колчаковском» гербе, меркнут в сравнении с другой, еще более знаменательной. Как известно, в дни отречения Императора была чудесным образом явлена икона Божией Матери «Державная», на которой Заступница приняла утраченные регалии Божиего Помазанника — венец, скипетр и державу. И встречным движением, от земли к Небу, герб терзаемой смутой страны был увенчан Крестом — последним и единственным упованием. На икону перешли земные регалии — на гербе главная из них была заменена Небесным Символом; и хотя в те годы вряд ли кто-либо задумывался именно о такой параллели, она не становится от этого менее красноречивой.
Столь же красноречиво и другое сопоставление. Архимандрит Константин (Зайцев), размышляя о борьбе за Россию, которую вел Колчак и его соратники, обращался к сказанным столетием ранее словам: «Укажите силу, которая одним словом могла бы вызвать голос народа, во всю мощь его потрясающего грома и несокрушимого действия. У других народов такими силами ныне служат идеи прогресса, цивилизации, свободы... Покажите эти знамена нашему народу, он посмотрит и спросит: есть ли на них знамение креста или другой святыни? Нет? Значит, скажет он, они не христианские». В 1919 году герб России был в прямом смысле слова увенчан Знамением Креста, но угасающий дух народный уже не смог на это отозваться...
Кручинин А.С. Адмирал Колчак: жизнь, подвиг, память. М., 2010. С. 302-303.
С середины 1919 г. Омское правительство развернуло деятельность по разработке эскизов новых видов «колчаковок» достоинством от 1 до 1000 руб. Информация в прессе о выпуске в обращение новых денежных знаков, выполненных па хорошей бумаге с водяными знаками, появилась уже в мае 1919 г . 45 Решение об осуществлении эмиссии было принято Министерством финансов в начале июня. Эти деньги также, как и изготовленные в Америке, претендовали на роль общегосударственных, получив наименование кредитных билетов «Возрождения России». Разработка рисунков для новых денег была поручена художнику-скульптору И. Д. Шадру. 46 Помимо орла, герба Сибири, креста, девиза «Сим победиши», «ока Божьего» и некоторых других элементов, деньги содержали надпись о том, что «Государственный банк разменивает кредитные билеты на золотую монету без ограничения суммы, 1 руб. — 1/15 империала, содержит 17,424 долей чистого золота».
Новые деньги должны были подтвердить легитимность власти Колчака. На лицевой стороне 1000-рублевой купюры изображался герб, составленный из элементов герба дома Романовых. Святой Георгий 11обедоносец, попирающий копьем змея, был «снят со щита» и перекочевал с груди орла в верхнюю часть купюры. В центре билета располагался двуглавый орел, озаренный лучами, исходящими от парящего в облаках «всевидящего ока». В лапах орла регалии — меч и сердце с крестом. На груди орла (там, где раньше был герб Москвы) теперь помещался герб Сибири — два стоящих
соболя с перекрещенными стрелами. На крыльях орла изображались гербы шести городов, которые Колчак в тот момент времени считал своей опорой: Оренбурга, Уфы, Челябинска, Омска, Екатеринбурга и Перми. Орла окружал венок из 26 гербов областей и губерний России, которые предполагалось покорить в ближайшем будущем. Эмблематика новых денежных знаков Кол чака не была продумана до конца, а сами купюры остались незавершенны ми. 47 Выпустить новые кредитные билеты Омское правительство не успело.
Ходяков М.В. Деньги революции и Гражданской войны: денежное обращение в России 1917-1920 гг. М., 2009. С.153-154.
На подвластной территории восстанавливались законы Временного правительства и лишь в отдельных случаях – а именно, в отношении армии и отношений с национальными окраинами – дореволюционные законы и порядки царского режима (в отношении армии это было просто необходимо). Тем самым белые признавали законность Временного правительства как преемника старой государственной власти, хотя и резко осуждали многие черты его политики, о которых говорилось выше.
Преемственность выражалась и в сохранении некоторых символов Российского государства – опять же в противоположность большевикам, которые создавали новое, другое по самой идеологии и основам государство и поэтому принципиально не пользовались символами старого...
В качестве Герба был унаследован традиционный двуглавый орел, с которого Временное правительство убрало знаки монархического достоинства (короны и скипетр). Колчак добавил к нему вместо корон крест святого Константина с девизом «Сим победиши», а вместо скипетра вложил в лапы орла меч (был изменен и рисунок орла: в отличие от дореволюционного и полностью копирующего его нынешнего, орел изображался не с распластанными крыльями, а с расправленными вширь. Для сравнения посмотрите приведенные в конце книги фотографии Колчака: на одной из них он снят в адмиральском мундире с орлами на погонах до революции, на другой – в годы Гражданской войны).
Хандорин В.Г. Адмирал Колчак: правда и мифы. Томск, 2007.
Изображение герба было в виде двуглавого орла, но в отличие от царского, где в его лапы были вложены скипетр и держава – символы царской власти, а над орлом корона, двуглавый орел Колчака держит меч и державу, а над его головами помещен сияющий крест Константина и девиз «Сим победиши». Гербы подвластных России царств и ханств с крыльев были убраны, но цепь ордена Св. Андрея Первозванного сохранилась. Меч, вложенный в лапы орла, в данном случае символизирует борьбу с советской властью, крест Константина и девиз «Сим победиши» - поход против большевизма. Конечной целью правительства Колчака, по-видимому, была реставрация монархии, поэтому у орла остается держава – регалия монархической власти.
Шиканова И. Думки, керенки, колчаковки…/ Родина. М., 1990. № 10. С.54.
От авторов:
Отдельные символы герба, приводящиеся в цитированных работах В. Хандорина и И. Шикановой, также могут трактоваться по-другому:
Двуглавый орел и Георгий Победоносец – символ исторической преемственности Российской государственности, декларация верности государственным традициям России
Держава – символ государственности, подчеркивающий намерение воссоздать Великую, Единую и Неделимую Россию.
Меч – символ ведущего вооруженную борьбу за свое существование государства («оружие земное»).
Крест и Девиз – символ крестового похода против безбожной атеистической сущности большевизма, декларирование намерения победить с помощью Веры Христовой, рассмотрение противостояния в апокалиптическом контексте («оружие небесное»).