Геральдика главная

 

Государственный гимн России Верховного Правителя.

Материал подготовлен А.Каревским.

КОЛЬ СЛАВЕН НАШ ГОСПОДЬ В СИОНЕ

 

Коль славен наш Господь в Сионе,

Не может изъяснить язык.

Велик он в небесах на троне,

В былинах на земле велик.

Везде, Господь, везде Ты славен,

В нощи, во дни сияньем равен.

 

Ты солнцем смертных освещаешь,

Ты любишь, Боже, нас как чад,

Ты нас трапезой насыщаешь

И зиждешь нам в Сионе град.

Ты грешных, Боже, посещаешь

И плотию Твоей питаешь.

 

Тебя Твой агнец златорунный

В себе изображает нам:

Псалтырью мы десятиструнной

Тебе приносим фимиам.

Прими от нас благодаренье,

Как благовонное куренье.

 

О Боже, во твое селенье

Да внидут наши голоса,

И взыщет наше умиленье,

К Тебе, как утрення роса!

Тебе в сердцах алтарь поставим,

Тебе, Господь, поем и славим!

История создания произведения.

Стихотворение «Коль славен наш Господь в Сионе» написано поэтом и драматургом Михаилом Матвеевичем Херасковым (1733-1807); Музыка гимна на основе народных и церковных напевов была сложена композитором Дмитрием Степановичем Бортнянским (1751-1825).

Впервые исполнен 29 ноября 1798 г . в Петербурге на церемонии в Зимнем дворце, когда в присутствии всего Двора и находившихся в России мальтийских рыцарей, папский нунций Лоренцо Литта возложил на императора Павла I корону и другие регалии Великого Магистра Ордена Святого Иоанна Иерусалимского. С этого времени фактически исполнял роль государственного гимна и исполнялся на всех официальных мероприятиях.

Павловский гимн оказался церковным хоралом со словами-молитвой. Он, по-видимому, был ориентирован на гимны допетровской России, когда богослужебные напевы заменяли официальный государственный гимн (исследователи отмечают его близость к некоторым гласам Большого знаменного распева). В его тексте не было ни слова о самом императоре Павле I и о его деяниях, что подчеркивало набожность и скромность самодержца. А молитвенные слова восхваляли Бога как мистическое основание державы Российской.

После утверждения императором Николаем I в 1833 году в качестве государственного гимна «Молитвы Русского народа» («Боже, Царя храни»; музыка Алексея Федоровича Львова, слова Василия Андреевича Жуковского) продолжал сохранять свое значение в качестве церемониального гимна. Он исполнялся во время торжественных церемоний, связанных с православными праздниками: во время крестных ходов на «Крещение у Иорданей», на «Рождество» и «Пасху». При прохождении духовной процессии солдаты делали «на караул», а оркестр играл гимн-молитву Бортнянского.

В это же время «Молитва» бортнянского стала широко применяться в войсках как молитва во время ритуала «Вечерней зари», которая создавала к концу дня возвышенное, умиротворенное настроение у солдат, что имело важное воспитательное значение. Она же звучала после команд «пики в руки», «шашки вон» при сопровождении траурных церемоний, когда хоронили генералов, штаб- и обер-офицеров, умерших на действительной службе, а также при погребении офицеров запаса, награжденных орденами св. Георгия и Георгиевским оружием. Гимн «Коль славен» исполнялся во время церемонии производства юнкеров в офицеры, в ритуале «Спуска флага с церемонией», когда давался артиллерийский залп и горнист играл сигнал «на молитву, шапки долой». Он же звучал после марша полка перед молитвой «Отче наш».

В антибольшевистском лагере.

«Коль славен» пытались сделать официальным государственным гимном при Временном правительстве в 1917 г. Однако законченное выражение процесс получил уже в ходе Гражданской войны. Поскольку этот гимн-молитва оказался одним из популярных символов России, и по сути сохранил свою роль национального духовного гимна. Именно этот аспект явился определяющим при выборе государственного гимна антибольшевистской государственности, противопоставившей революционным идеям интернационализма и атеизма противника традиционные идеи веры и народности.

На Востоке России впервые в подобном качестве «Коль славен» был исполнен 9 октября 1918 г . в ходе торжественной встречи на вокзале в Омске Временного Всероссийского правительства (т.н. «Уфимской Директории»). Правда, сразу же после него исполнялась «Марсельеза» как дань революционной традиции.

Впоследствии, официальный статус гимна был закреплен за ним временным распоряжением Верховного Правителя адмирала А.В. Колчака, опубликованным в «Правительственном вестнике» 13 декабря 1918 г. (Хандорин В.Г. Адмирал Колчак: правда и мифы. Томск, 2007// http://kolchak.sitecity.ru/stext_1811043221.phtml ).

«Коль славен» исполнялся во всех торжественных церемониях. Газета «Сибирская речь» от 5 марта 1919 г . описывала поездку Верховного Правителя на фронт: «На затерянной среди Уральских гор маленькой станции, близ Уфимского фронта, Колчак вручал георгиевские кресты…. В прозрачном горном воздухе как-то особенно проникновенно прозвучала возвышенная и печальная мелодия гимна «Коль славен наш Господь в Сионе…». Главнокомандующий негромким, но четким голосом поздоровался с войсками, и началась церемония награждения». (цит. По: Зырянов П.Н. Адмирал Колчак. Верховный Правитель России. М., 2006. С.455).

 

Идеологическая нагрузка.

(по материалам: http://heraskov.lit-info.ru/review/heraskov/005/401.htm )

Образ страны.

Страна живет смирением и верой в Бога. Все от Бога: «Ты солнцем смертных освещаешь, // Ты любишь, Боже, нас как чад, // Ты нас трапезой насыщаешь». Это сознательный отказ от разговора собственно про страну: основная идея гимна – что дело поющего правое, и он победит, потому что вовремя восхвалил Бога и призвал его на свою сторону.

Образ народа.

Важна не национальность, а вера в Бога. «Псалтырью мы десятострунной // Тебе приносим фимиам. // Прими от нас благодаренье, // Как благовонное куренье». Христианство – мировая религия, не дифференцирующая людей по национальному признаку. Белогвардейцы, как и большевики, искали идеологию, которая позволила бы им объединиться с народом и повести его за собой. Большевики нашли эту идеологию в призывах к классовой борьбе из Интернационала, а белые посчитали, что с народом их объединяет вера, поскольку по классовому признаку объединиться с народом они не могли.

Образ власти

Источник власт – Бог. Он все видит и контролирует, он вездесущ: «Велик Он в небесах на троне, // В былинах на земли велик». Жизнь под его властью – идеальная и безгрешная. Но кому конкретно Бог препоручает власть на земле, не указано. Для белогвардейцев гимн подходил идеально: с одной стороны, речь в нем шла о дореволюционной России; с другой – в нем ни разу не упоминались император или императорская власть.

Главная I Геральдика I Вексиллология I Униформология I Фалеристика I Бонистика I Россыпь