Униформология главная

 

Чехословацкая армия в России. 1917-1920 гг.

Броневые части.

Материал подготовлен на основе источников, опубликованных в:

- Татаров Б. Чехословацкие воинские формирования в России. Ч.1. 1917-1918// Старый Цейхгауз. № 5-6. М.. 2015. С. 54-76; Ч.2. 1919-1920// Старый Цейхгауз. № 3. М., 2016. С. 73-83.ю

- Orian E., Panus B., Stechlik E., Steidler F. Ceskoslovenska Legie v Rusku. 1914-1920. Praha, 2014.

- Bullock D. The Czech Legion. Men-at-Arms № 447. Oxford, 2007.

Знаки различия военнослужащих команд бронеавтомобилей Чехословацкого корпуса.

Внешний вид нарукавных знаков различия команд бронеавтомобилей специально не оговаривался; видимо, на них распространялись установления, касавшиеся автомобильных частей. Можно предположить, что поскольку броневики постоянно придавались пехотным частям, их команды унаследовали «пехотные» малиновые канты. №№1-2 – нарукавные знаки согласно приказу № 15 от 30 декабря 1917 г. (применительно к автомобильной роте при штабе корпуса); №№3-4 – нарукавные знаки согласно приказа № 117 от 27 октября 1918 г. (№3 – броневых команд «Остин-Путиловский», «Фиат-Ижорский», «Джеффери»; №4 – бронепушечных команд «Гарфорд-Путиловский»).

Форма одежды военнослужащих команд бронеавтомобилей Чехословацкого корпуса.

Разнообразие форм и покроев верхней одежды в равной степени было присуще также командам бронеавтомобилей, вообще следовавших в русле «моды» автомобильных частей как Чехословацкого корпуса, так и в прежней Русской армии. «По наследству» им достались кожаные куртки и специальные «шофферские» очки.

Форма одежды военнослужащих команд бронеавтомобилей Чехословацкого корпуса.

Фиг. 1 обмундирована в кожаную куртку, присвоенную автомобильным частям Русской армии. На Фиг.2 – распространившийся с очени 1918 г. в чехословацких частях головной убор по образцу французской пилотки. Фиг.3 – наиболее распространенный вариант формы с лета 1919 г. после введения в июне 1919 г. собственного оригинального головного убора – «выдумки», ставшего характерным отличием чехословацких войск даже при сохранении гоинастерок и френчей прежней Русской армии. Фиг.4 – комплект обмундирования т.н. «владивостокской формы», ввведенной в июне 1919 г. в чехословацких войсках первоначально для офицерского состава, а затем распространенной также на нижних чинов.

Знаки различия военнослужащих экипажей бронепоездов Чехословацкого корпуса

Первый ряд: первоначальный вариант команд «постоянных» бронепоездов: для орудийных расчетов, для пулеметных расчетов, для паровозных бригад (эмблема Министерства путей сообщения Российской империи). «Импровизированные» бронепоезда, состоявшие при пехотных полках, комплектовались военнослужащими этих последних и носили соответствующие знаки различия и форму.

Второй ряд: нарукавные знаки различия экипажей бронепоездов «Орлик» и «Ударник», установленные приказом № 85 от 24 декабря 1919 г. (применительно к бронепоезду «Орлик» №4 показа чин майора, который носил один из его командиров).

Форма одежды военнослужащих экипажей бронепоездов Чехословацкого корпуса

Судя по фотографиям, значительное разнообразие формы наблюдалось даже в пределах экипажа одного бронепоезда.

Форма одежды военнослужащих экипажей бронепоездов Чехословацкого корпуса.

Фиг.2 – наиболее распространенный вариант формы с лета 1919 г. после введения в июне 1919 г. собственного оригинального головного убора – "выдумки". Фиг.3-4 – комплект обмундирования т.н. «владивостокской формы», ввведенной в июне 1919 г. в чехословацких войсках первоначально для офицерского состава, а затем распространенной также на нижних чинов. Красные «артиллерийские» петлицы стали и характерным отличием для экипажей бронепоездов.

 

Главная I Геральдика I Вексиллология I Униформология I Фалеристика I Бонистика I Россыпь