Униформология главная

 

Чехословацкая армия в России. 1917-1920 гг.

Отдельная транспортная рота.

Материал подготовлен на основе источников, опубликованных в:

- Татаров Б. Чехословацкие воинские формирования в России. Ч.1. 1917-1918// Старый Цейхгауз. № 5-6. М.. 2015. С. 54-76; Ч.2. 1919-1920// Старый Цейхгауз. № 3. М., 2016. С. 73-83.ю

- Orian E., Panus B., Stechlik E., Steidler F. Ceskoslovenska Legie v Rusku. 1914-1920. Praha, 2014.

- Bullock D. The Czech Legion. Men-at-Arms № 447. Oxford, 2007.

Знаки различия военнослужащих Отдельной транспортной роты.

Первый ряд: №№1-2 - нарукавные знаки различия в соответствии с приказом №15 от 30 декабря 1917 г.; №№ 3-4 – нарукавные знаки различия в соответствии с приказом № 117 от 27 октября 1919 г. «§7. Рода войск и служб отличаются цветом выпушек на щитках униформы и петлицах на воротниках пальто. Устанавливаются:… технические части цвет оливковый… §8. Обозначение части и специальности размещается в нижней половине щитка, номер части над обозначением специальности отдельного лица. Устанавливаются: для транспортного (железнодорожного) отдела окрыленное колесо».

Второй ряд: нарукавные знаки различия второй половины 1919 – 1920 гг.; оливковый цвет для технических частей постепенно повсеместно заменился зеленым.

Справа: петлицы для пальто и кителя т.н. «владивостокской» формы, введеной и июня 1919 г., а также шевроны за службу (по одному шеврону за 1 год службы, считая с момента основания Чехословацкой друждины в 1914 году).

Знаки различия служащих Отдельной транспортной роты.

Приказом № 49 от 13 июля 1919 г. для административного персонала технических частей был установлен институт инженерно-технических специалистов, в том числе военных техников трех классов и военных техников-инструкторов трех классов.

Первый ряд: военный техник III класса, военный техник II класса; военный техник I класса

Второй ряд: военный техник-инструктор III класса; военный техник-инструктор II класса, военный техник-инструктор I класса.

Справа – вариант нарукавного знака служащего Отдельной транспортной роты, где помимо регламентированного обозначения специальности присутствует также русская эмблема служащих Министерства путей сообщения.

Форма одежды военнослужащихи служащих Отдельной транспортной роты.

Фиг.1-3 – наиболее распространенный вариант формы с лета 1919 г. после введения в июне 1919 г. собственного оригинального головного убора – «выдумки», ставшего характерным отличием чехословацких войск даже при сохранении гоинастерок и френчей прежней Русской армии. Фиг.4 – комплект обмундирования т.н. «владивостокской формы», ввведенной в июне 1919 г. в чехословацких войсках первоначально для офицерского состава, а затем распространенной также на нижних чинов. С июля 1919 г. разнообразные по качеству и покрою предметы обмундирования начали постепенно заменяться обмундированием именно этого, единого для всех чехословацких частей покроя. У фиг.1 петлицы, установленные для «владивостокской» формы, нашиты на воротник френча прежнего русского образца.

Форма одежды военнослужащих технических (инженерных) рот.

Форма реконструирована на основаниим многочисленных сохранившихся фотографий, причем можно сделать тот вывод, что в офицерской среде наиболее распространенным типом обмундирования служили разные типы френчей с накладными карманами, у нижних чинов – гимнастерки различных фасонов. До июля 1919 г. основным головным убором служила специальным образом обмятая русская фуражка. В качестве зимнего обмундирования у железнодорожников отмечается стеганая ватная куртка.

Главная I Геральдика I Вексиллология I Униформология I Фалеристика I Бонистика I Россыпь