«Положение о дружинах Святого Креста».
2) Каждый вступающий в дружину Св. Креста, кроме обычной присяги, дает перед Крестом и Евангелием обет верности Христу и друг другу и в знак служения делу Христову налагает поверх платья Восьмиконечный крест.
Примечание: Крест носится только в строю.
Егоров Н. Церковь и Белая армия// Военная быль. М., 1996. № 8. С. 46.
…Так эти Дружины называются потому, что вступающие в них в строю носят нашивной крест на груди, показывая этим, что они борются не за класс, а за веру, за христианство, против вероотступников, которые хотят истребить христианство.
Что такое Дружины Святого Креста// Наша газета. Омск. №3. 19 августа 1919 г. Цит. по: Генерал Дитерихс. М., 2004. С.317.
18 сентября 1919 г. в Омске в Кафедральном соборе состоялась церемония освящения крестов и возложения их на солдат батальона Святого Креста. Молебен. Перед его началом Высокопреосвященный Сильвестр произнес слово о значении Дружин Святого Креста и благословил дружинников списком с иконы Святителя Николая (список с иконы святителя на Никольских воротах Кремля). Затем – освящение знамени и крестов для батальона, изготовленных братством Святителя Гермогена. Кресты возложены председателем братства …протоиереем Рождественским.
Дружины Святого Креста// Русская армия. №14. 19 сентября 1919 г. Цит. по: Генерал Дитерихс. М., 2004. С.331.
О, эти крестоносцы, эти дружины Зеленого знамени, давшие значительные части, в общем, до 6000 человек вполне надежных бойцов. Что с ними сделали! …Конечно, вышла история с одеждой и снаряжением. Винтовки им были выданы новые – американские, те самые, у которых затвор переставал действовать после десятка выстрелов, а в виде теплой одежды им пожалованы были китайские широчайшие, стеганые синие штаны без прорех.
Иванов Вс.. В Гражданской войне: из записок омского журналиста. Харбин, 1921. С.26.
(сентябрь 1919 г., Омск. Проф. Д.В. Болдырев) Был он в английском солдатском обмундировании с белым крестом на груди; поверх формы был надет церковный стихарь, зеленый с галуном.
Иванов Вс.Н. Исход. Повествование о времени и о себе// Дальний Восток. 1994. №12. С.19.

1 – представитель военного духовенства – доброволец-дружинник. Здесь изображен в рясе, епитрахили и поручах, с наградной фиолетовой скуфьей и наградным же наперсным крестом на ленте ордена Св. Георгия.
2 - внешний вид идеолога крестового движения профессора Д.В. Болдырева (зеленый диаконский стихарь поверх британской формы).
3 – внешний вид одного из добровольцев-дружинников: британский солдатский френч и китайские теплые ватные шаровары.
4 – внешний вид одного из добровольцев-дружинников: гимнастерка военного образца вместе с гражданскими шароварами и картузом. Изображения креста нашиты на правом рукаве, левой стороне груди и головном уборе.
(октябрь 1919 г., Омск) Шли бородачи из дружины «Святого креста» с нашитыми на левой стороне шинелей – над сердцем – белыми крестами…
Черкашин Н.А. Адмирал Колчак// Черкашин Н.А. Адмиралы мятежных флотов. М., 2004. С.221.
…3. Из мусульман, пожелавших встать на защиту своей веры, образовать при своей дружине Святого Креста особые отряды, с особым зеленым знаменем.
Резолюция собрания представителей беженских лагерей г. Омска 27 августа 1919 г.// Наша газета. Омск. №15. 3 сентября 1919 г. Цит. по: Генерал Дитерихс. М., 2004. С.325.
Дружинники Святого Креста пойдут в бой с врагами бок о бок с мусульманскими дружинами, идущими под зеленым знаменем Пророка на защиту своей веры
Объявление Священной войны// Русская армия. Омск. №4. 6 сентября 1919 г. Цит. по: Генерал Дитерихс. М., 2004. С.327.
(октябрь 1919 г., Омск) По улицам ходили крестоносцы, поступившие в ряды армии для защиты веры православной. Рядом с ними маршировали мусульмане со знаком полумесяца. Это было движение «святого креста» и «зеленого знамени»…
Гинс Г.К. Сибирь, союзники и Колчак. М., 2007. С.532.
Разведывательные сводки 26-й дивизии. Со слов взятых 15.10.1919 года пленных 41-го Уральского полка 11-й Уральского стрелковой дивизии 3-й батальон полка, состоит из прибывших на днях добровольцев-крестоносцев Уральской дружины. На фуражках нашит крест белый 8-конечный, а у мусульман – полумесяц, одна половина красная, другая белая.
РГВА ф.1317 оп.2 д.891 л.32. Информацию предоставил московский исследователь О.Винокуров.

Отличительные знаки добровольцев Отрядов Зеленого Знамени и рот полумесяца.

Форма одежды добровольцев-дружинников Дружин Святого Креста и Зеленого Знамени: полка Иисуса Христа, одной из омских Дружины Святого Креста, Киргизской Дружины Зеленого Знамени (британская форма с элементами национального костюма; описание внешнего вида нарукавной повязки любезно предоставлено московским исследователем В.Ж. Цветковым).
Омск, середина 1919 г.
Сформированная рота Добровольцев Дружины Св. Креста, под командой капитана П.П. Русина (ныне полковник), должна была выступить на фронт, я, узнав об этом, поспешил записаться в нее рядовым Крестоносцем, и перед отправлением собралась она у собора для выслушания напутственного молебна. Молебен служил Архиепископ Сильвестр, который при миропомазании, приколол сам лично на меня, Болдырева и Русина, знаки крестоносца: на зеленом щите - белый осьмиконечный крест. В строю я стоял на правом фланге, со мною рядом профессор Болдырев – оба с винтовками.
Енборисов Г.В. От Урала до Харбина. Памятка о пережитом. Шанхай, 1932. Оцифровка, ред. текста С.Ю. Василенко, 2009, для сайта http://www.elan-kazak.ru/
http://www.elan-kazak.ru/sites/default/files/IMAGES/ARHIV/Memuar/enborisov-ot-urala_0.pdf
Семипалатинск, 19 октября 1919 г.
При чем я продемонстрировал перед собранием семью Ивановых: накануне собрания вступил добровольцем в Дружину Крестоносцев почтовый чиновник Кузьма Иванов 43 лет, жена его 40 лет, сын -17 лет и второй сын 13 лет, и все четверо одели наружные знаки Крестоносца.
Смешное было собрание – после собрания слушатели, загоревшись массовым энтузиазмом, порешили: ходатайствовать перед Верховным, чтобы "все граждане Семипалатинска..., движимые чувством преданности Родине, в течение двух недель должны вступить в ряды добровольцев в Дружину Св. Креста и др. с 18 до 55 лет», а кто не захочет, то (!) «ходатайствовать перед Вами немедленной мобилизации этого возраста»…
Это коротенькое, скромно изложенное клятвенное обещание истинного Русского человека, отрекшегося от личной жизни и задавшегося одной целью вырвать свою мать Родину – Св. Русь из рук дьявола –по существу своему и глубокому смыслу является весьма красноречивым и всеобъемлющим, оно ясно говорит, что на Руси царствует дьявол, а победа над дьяволом может быть достигнута только под знаком Св. Креста, и что идущие под Св. Крестом несут Миру мир, а не жестокость и месть, почему эти люди, согласившись взять на себя великую ответственность – встать под Св. Крест и назваться «Дружиной Св. Креста», обязались быть до конца своей жизни верными идее освобождения Св. Руси от дьявола, и сохранить в полной и неприкосновенной чистоте свое знамя – Св. Крест, который они прикрепили на своей чистой Русской груди, и прежде чем идти в бой, получали благословение пастырей духовных, давая это знаменательное обещание и отречение от сведения личных счетов. Это же делали и мусульмане перед своим Св. Кораном, вставая под знак «Зеленого Знамени», прикрепив Его на своей груди, и независимо от того откуда это движение начнется, потребуется ли встать под общий китайский флаг, японский или другой, но Русский трехцветный флаг мы имеем целью и храним его в душе и сердце, ибо водрузить его мы лишены возможности.
Енборисов Г.В. От Урала до Харбина. Памятка о пережитом. Шанхай, 1932. Оцифровка, ред. текста С.Ю. Василенко, 2009, для сайта http://www.elan-kazak.ru/
http://www.elan-kazak.ru/sites/default/files/IMAGES/ARHIV/Memuar/enborisov-ot-urala_0.pdf
Из воззвания о формировании Дружин Святого Креста. 1919 год.
Оружие против сатаны есть Святой Крест, «его же бесы трепещут». Возложите на себя Святой Крест. Не украдкою под одеждой, а открыто, во Славу Божию, сверх воинского снаряжения Вашего. Водрузите крест над Домом Пресвятые Богородицы Русь Православной. Восьмиконечный белый крест прослужит Вам путь от Святынь Московских. Нашивайте белый крест на грудь и на правую руку Вашу, которою вы творите Божье дело. Да освятятся крестом двери домов Ваших, и жены, и дети Ваши.
Залыгин С.П. Соленая Падь. М., 1981. С. 389
Не успели мы разойтись с заседания бюро, как в штаб прибежал связной: на позиции, расположенные у озер, движутся какие-то странные цепи. Комиссар и я кинулись туда. Действительно, к нашим рубежам приближалось непонятное воинство. Мы привыкли видеть вражеских солдат в английской, французской и американской форме, а эти шли в черном.
- Спокойно! – ободрил красноармейцев Бондарь. – Пусть подойдут поближе. Будем бить наверняка!
С черной целью разделались в считанные минуты. Она, как выяснилось, принадлежала к так называемой «святой Воткинской дивизии», составленной из монахов, попов, псаломщиков и дьяконов еще в Воткинске во время контрреволюционного мятежа в 1918 году.
Обозленный враг бросил силы в обход села. Создалась опасность окружения. Волей-неволей мы вынуждены были снова оставить Армизонское.
Иванов Д. И. "Я — матрос «Гангута»!" М., 1987. Цит. по: http://militera.lib.ru/memo/russian/ivanov_di/06.html
В 1919 г. большевицкий журнал «Революция и церковь» писал о них как об обычных военных формированиях, отличавшихся от других подразделений нашитым на мундире восьмиконечным крестом: «Солдаты этих полков, как описывают очевидцы, наряжены в особую форму с изображением креста. Впереди полков идут… с пением молитв и лесом хоругвей облаченные в ризы и стихари служители культов. Состоят эти полки из наиболее… фанатично настроенных солдат колчаковской армии». Также были в белом строю проповеднические отряды, руководимые главой ВВЦУ архиепископом Омским Сильвестром. (История РПЦЗ. Вл. Черкасов-Георгиевский).
http://www.russned.ru/istoriya/letopis-cerkovnyh-sobytii.-1918-god
Ноябрь 1919 года
Обращение к служащим Алтайского губернского управления
При 5-й Барнаульской дружине Святого Креста и зеленого знамени, сорганизовались в настоящее время две роты из крестьян-добровольцев, идущих на борьбу с большевиками. Роты эти до последнего времени принимали участие в борьбе с бандами Рогова, каковые успешно ими ликвидируются.
Ввиду перерыва сообщений с Омском, вышеуказанная организация Святого Креста, будучи очень полезною в борьбе с бандами, составляющими угрозу для мирного населения, испытывает большие затруднения в материальном отношении.
Долг каждого из нас прийти на помощь означенным дружинам Святого Креста, защищающим наше благополучие и самую жизнь и щедрым пожертвованием удовлетворить неотложные нужды их.
Помощник управляющего Алтайской губернией
И.д. начальника отделения
Старший делопроизводитель
ГААК. ФП. 1061. Оп. 1. Д.11. Л. 13. Цит. по: http://siberia.forum24.ru/?1-4-0-00000029-000-10001-0
Настала и наша очередь встать на защиту своей веры. Для этой цели и будут образовываться дружины Святого Креста. Так эти дружины называются потому, что вступающие в них в строю носят нашивной крест на груди, показывая этим, что они борются не за власть, а за веру, за христианство, против вероотступников, которые хотят истребить христианство.
В дружины святого Креста могут записываться все, как подлежащие мобилизации так и не призываемые.
Могут записываться в них и состоящие на действительной службе солдаты и офицеры, но, разумеется, оставаясь в своих частях, чтобы в них, с разрешения начальства образовывать свои крестоносные группы.
В дружины Святого креста могут записываться также и женщины для несения санитарной, хозяйственной и обозной службы.
В Дружины могут поступать все верующие христиане, к какому исповедыванию они бы не принадлежали.
Наша газета (Омск). 1919 г . Редактор Вс. Н. Иванов. 19 августа. Цит. по: http://siberia.forum24.ru/?1-4-0-00000029-000- 10001-0
21 сентября 1919 г . Смотр дружин.
18 сентября в час дня перед кафедральным собором состоялось всенародное молебствие. Народу была полна площадь. После него был проведен первый смотр первых Омских православных дружин Святого Креста и мусульманских – «Зеленого знамени».
Прибыли генералы: Дитерихс, Хорошихин, Дутов, Голицын. Дитерихс принял парад. Стройными рядами проходили дружинники. Православные с восьмиконечным крестом на шапках и на груди, мусульмане – со звездой и полумесяцем на шапке и рукаве.
В первых рядах этой дружины шел инициатор крестоносного движения унтер-офицер профессор Болдырев.
Наша газета (Омск). 1919 г . Редактор Вс. Н. Иванов. 19 августа. Цит. по: http://siberia.forum24.ru/?1-4-0-00000029-000-10001-0
СИМ ПОБЕДИШИ!
Да воскреснет Бог, да расточатся враги Его. Два года святая Русь истекает кровью и слезами под игом бесовским. Труды и кровь верных сынов ее, сила оружия и золота не смогли одолеть твердыни сатанинские. Православные!
Оружие против сатаны есть Святой Крест, «его же бесы трепещут». Возложите на себя Святой Крест. Не украдкою под одеждой, а открыто, во Славу Божию, сверх воинского снаряжения Вашего. Водрузите крест над Домом Пресвятые Богородицы Русь Православной. Восьмиконечный белый крест прослужит Вам путь от Святынь Московских. Нашивайте белый крест на грудь и на правую руку Вашу, которою вы творите Божье дело. Да освятятся крестом двери домов Ваших, и жены, и дети Ваши. Молитесь! Пусть каждая церковь едва вмещает верующих, пусть со всех концов окровавленной, разоренной, распинаемой Матушки нашей России протянутся крестные ходы на Москву; пусть звон колокольный заглушит погон бесовский. Едиными устами, единым сердцем воскликните: «Господи Иисус Христос, Сын Божий, помилуй нас, грешных.
Залыгин С.П. Соленая Падь. М.: Воениздат, 1981. С. 389

Фиг.1 – реконструкция внешнего вида дружинника в белом полушубке (с картины и автотипии худ. М.И. Авилова «Сдача колчаковских войск под Красноярском», 1921 г.); фиг.2 – реконструкция внешнего вида дружинника в наиболее часто упоминаемых черных болбрикоых шинелях, породивших миф о комплектовании дружин священнослужителями;
Фиг.3-4 – обмундирование 2-го батальона Омской дружины Св. Креста. Фиг.3 – 1-й и 2-й рот Св. Креста (судя по описанию, белый крест на фуражках изготавливался из металла); фиг.4 – 3-й и 4-й рот Зеленого Знамени (в разных описаниях встречаются то упоминание зеленой кокарды, то звезды и полумесяца на фуражке – возможно, все это присутствовало вместе).
Здес опят собралси свежыми силами, где встретили новыя силы, где были одни афицеры и папы. Название етой части неприятельской имене Исуса Христа, где их блестел крест серебриный и зылатыя пагоны. Но наш пролетарскый сознателный 25 Чепаевски Дивизия несмотря на все их кресты и золотые погоны набралис духу пролетарскый и бросилис в отаку и разбили их и полки. Взяли город Уфу, нас сменили другия части.
Воспоминания С.Ф. Рыльева. ЦДООСО. Ф. 41. Оп. 2. Д. 19. Л. 10. Орфография подлинника сохранена. Материал любезно предоставлен екатеринбургским исследователем Д.В. Кадочниковым.
Когда пришли в Левшино из допроса местного населения выяснилось, что в баржах были дети, женщины, красноармейцы, были просто заподозренные арестованные, словом всякого сословия. Флот их пришел из Чердыни сверху, чтобы идти вниз. Они в Соликамске оставили очень много из ружья, они должны был в баржи погрузить патроны, продовольствие, рыбу соленую, мясо, все это продовольствии они оставили в Левшино, не могли вывезти. Я рассказываю коротко эту историю так это получилось. Теперь позднее мы встретились с этими моряками, они были в черных шинелях Воткинско-Ижевские на реке Иртыше, там где татарские юрты и там на берегу разбили эту Воткинско-Ижевскую дивизию. Это был священный полк, исключительно из священников и дьяконов.
Из стенограммы совещания Уралистпарта по истории 23-го Верхне-Камского полка от 18.01.1933. ЦДООСО. Ф. 41. Оп. 2. Д. 35. Л. 37-39.
Этот "полк Иисуса Христа" под Пермью, а потом Уфой и на Иртыше - очень странная часть, которая есть только в воспоминаниях красных мемуаристов. Однако упоминание о черных шинелях (морских или из черного бобрика - на пермском направлении были склады и с теми, и с другими) - дает основание предположить, что именно черный цвет шинелей породил легенду об этом "священном полке" поголовно из духовенства (прим. воронежского исследователя Н. Заяц)
КРЕСТОВЫЙ ПОХОД
Сегодня уходит на фронт второй батальон крестоносцев. Сборы кончены. Одеты все по-походному. Ждут только команды.
...Около двух часов дня крестоносцы выстроились на улице. Две роты русских и две роты мусульман. У русских - восьмиконечный крест на шапке и крест на груди. У мусульман - зеленая кокарда и зеленая на рукаве повязка с изображением звезды и полумесяца. У многих цветы на петлицах и шапках: сказалась чья-то забота и ласка.
Команда: Смирно! И все замерло. Новая команда: На караул! Взметнулись винтовки и застыли. Из дверей вынесли знамя, повитое цветами. Оркестр грянул встречу. Вытянулись в толпе военные, с рукой у козырька. Все отдают честь знамени - образу Родины.
Потом широко полились торжественные, молитвенные звуки гимна "Коль славен наш Господь в Сионе".
Наша газета. Омск. №34. 23 сентября 1919 г . Материал любезно предоставлен воронежским исследователем Н. Заяц
СЧАСТЛИВЫЙ ПУТЬ
Вчера Омск отправил второй батальон крестоносцев на фронт. Особый дух у этих войск! Несмотря на то, что крестоносцы провели вместе немного дней, чувствуется прочная спайка. Есть здесь и старые люди - плотные землеробы с поседевшими бородами и совсем юные - почти мальчики. Хороша внешняя выправка. Чувствуется сознательная дисциплина. Спаяны и сплочены мусульманские части.
На шапке - небольшой, белый восьмиконечный крест, на груди зеленый щиток также с изображением креста. У мусульманских частей кокарда и зеленая на рукаве повязка с изображением полумесяца и звезды.
Проводы были трогательны и сердечны. Были речи, звучали в их сызмальства знакомые и дорогие струны... На проводах много публики, взволнованной и растроганной. Были минуты, напоминавшие общенародный подъем начала войны с Германией.
Наша газета. Омск. №32. 21 сентября 1919 г . Материал любезно предоставлен воронежским исследователем Н. Заяц
СМОТР ДРУЖИНАМ СВ. КРЕСТА
По поводу крупных успехов и издания Верховным Правителем грамоты о созыве Государственного Земского Совещания, 18 сентября, в 1 час дня, состоялось на площади, перед кафедральным собором, всенародное молебствие.
...После молебствия был произведен смотр первых Омских православных дружин Св. Креста и Мусульманских - "Зеленого Знамени".
...Ген. Дитерихс принял парад. Стройными рядами проходили дружинники: православные - с восьмиконечным крестом на шапках и на груди, и мусульмане - со звездой и полумесяцем на шапках и рукаве. После смотра, один из священников благословил командира 1-й роты Дружины Св. Креста иконой Св. Николая, копией чудотворной иконы, что на Никольских воротах Московского Кремля.
Наша газета. Омск. №32. 21 сентября 1919 г . Материал любезно предоставлен воронежским исследователем Н. Заяц
...Еще больший успех имела проповедь крестоносного движения в Барнауле.
Местный Биржевой Комитет пожертвовал до 400.000 рублей для формирования добровольческих дружин.
Дала значительные результаты запись в добровольческие дружины среди мусульман. 4000 турецких пленных вступили добровольцами в отряды Зеленого Знамени.
...Земское Собрание в Бийске, сплошь состоявшее из сибиряков-крестьян, постановило немедленно командировать делегатов по волостям - для вербовки крестьян в дружины Св. Креста.
Небезынтересно упомянуть, что в Барнауле и Бийске многие даже не знают, какой национальный флаг России, а в Бийске не нашлось, несмотря на все усилия, даже материи для флага.
Добровольчество на Алтае // Наша газета. Омск. №63. 23 октября 1919 г . Материал любезно предоставлен воронежским исследователем Н. Заяц
1919. Рассказ бойца Крестьянского полка 24-й Симбирской Железной дивизии Якова Яковенко ("Коршун"): «Сам мулла попался »
В январе этого года наш Крестьянский полк подходит к байманскому заводу. Наша пехота вела бой под Байманом. Я обошел левый фланг противника и въехал на гумно. Вдруг показался из-за угла верховой башкир, кричит мне издалека:
- Господин станичник, утекай скорей, красные наступают!
Видно, моя лошадь была лучше, чем у него, я нагнал его:
- Стой, зарублю!
Подъехал к нему вплотную, сорвал с его плеча винтовку, а он вопит:
- Не бей, господин станичник! Я башкирский поп, Пластунского полка!
Я повел его к своим. По дороге он, путая русские слова с башкирскими, старался уверить меня:
- Господин товарищ, моя не казак, моя башкир, рабочий актюбинского завода.
Но я видел, что он врет. На голове у него вокруг папахи была чалма, а под поясом книжка вроде молитвенника. Он оказался башкирским военным муллой дутовского полка"
Этапы большого пути. Воспоминания о гражданской войне. М., Воениздат, 1962. С.466-467